- Рапсодия
-
РАПСО́ДИЯ — инструментальное или изредка вокально-инструментальное произв. свободной формы с чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном мат-ле. В 19 в. возрождается под влиянием эстетики романтизма с присущим ей интересом к нац. фольклору. Поначалу Р. предназначалась чаще всего для фп. и напоминала фантазию на народные темы (19 венгерских Р. Ф. Листа). Позднее Р. приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным концертам для фп. с оркестром ("Украинская Р." С. М. Ляпунова, "Р. на тему Паганини" С. В. Рахманинова), к кантатам (Р. "Киргизия" для солиста, хора и оркестра А. В. Мосолова). Поскольку в Р. обычно оркестровое развитие происходит в тесной связи с выявлением особенностей фольклорного муз. языка, она неизменно привлекала композиторов в период становления и развития нац. школ. Для оркестра А. К. Глазунов создал "Восточную Р."; Н. Я. Мясковский — "Славянскую Р."; М. М. Ипполитов-Иванов — "Армянскую Р."; А. И. Хачатурян — три концерта Р. (для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром, для фп. с оркестром); А. Т. Гречанинов — "Р. на русские темы" (вариант для скрипки и фп.); С. Н. Василенко — "Красноармейскую Р." и "Славянскую Р.", М. С. Вайнберг — "Молдавскую Р." и "Славянскую Р."; В. Н. Кнушевицкий — три "Русские Р.", "Еврейскую Р." и "Молдавскую Р." (для эстрадного оркестра); Р. Г. Бойко — "Волжскую Р.", "Гуцульскую Р.", "Цыганскую Р." (для фп. с оркестром), "Карпатскую Р." (для скрипки с оркестром); С. М. Слонимский — "Еврейскую Р." (для фп. с оркестром); Б. А. Чайковский — "Славянскую Р.". Р. для фп. создана Ю. Г. Крейном и Г. П. Дмитриевым, "Цыганская Р." для скрипки и фп. — А. П. Петровым.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.